Мини-чат

Мой сайт

Главная » 2009 » Октябрь » 8 » Может ли еврей быть православным священником"
00:07
Может ли еврей быть православным священником"
Во Христе нет ни эллина, ни иудея, но новая тварь».

Статья моя. Написана из-за поднятой в одноклассниках темы названия поста. Внизу ещё несколько постов с форума.  

Для начала давайте увидим какие каноны в истории нашей Церкви существуют для выяснения чётких критериев в отношении того, кто может, а кто не может быть православным священником.

                             Из книги протоиерея В. А. Цыпина «Церковное право».

 

                         >                            Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению.

 

                         >                                        >                                    Виды препятствий.

 Некоторые канонисты разделяют препятствия к священству на те, которые обусловлены недостатками рукополагаемого, и препятствия, связанные с совершением преступлений. "Другой разряд канонических препятствий, — отмечал А.С. Павлов, — имеет своим источником преступления или такие деяния члена Церкви, которые если не с точки зрения уголовного, то с точки зрения канонического права должны быть признаны преступлениями. Сюда относятся:

1.      отпадение от веры, не вынужденное муками (Апост. 62, I Всел. 10, Анкир. 3);

2.      ересь… (I Всел. 19, Каноническое послание Афанасия к Руфиану);

3.      оскопление себя и других;

4.      все так называемые плотские грехи, состоящие в нарушении седьмой заповеди Закона Божия (Апост. 61, Неокес. 9, 10). 

 Виновные и уличенные во всех этих преступлениях, по древним церковным правилам, подвергались публичному покаянию. Отсюда общее каноническое положение; кто раз подвергся публичному церковному покаянию, тот навсегда устраняется от рукоположения в церковноиерархические степени".

  На практике различие между недостатками, например, нравственного порядка, и так называемыми недостатками веры, с одной стороны, и преступлениями — с другой, провести трудно, так как вторые невозможны без первых. Поэтому при классификации препятствий к священству их удобнее разделить иначе:

1.      препятствия физического характера;

2.      препятствия духовного характера;

3.      препятствия социального характера.

             Т.к. иудаизм может быть препятствием только духовного характера, то только его и рассмотрим.

                         >                                        >                   Препятствия духовного характера

  Они связаны либо с недостатками веры у ставленника, либо с его нравственными пороками, либо, наконец, с отсутствием необходимых знаний.

  Вера кандидата священства должна быть строго православной, глубокой, твердой, деятельной. О недостатке твердости в вере свидетельствуют случавшиеся прежде отпадения от Церкви. Поэтому в 10-м правиле I Вселенского Собора говорится: "Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина".

  По толкованию Зонары, "не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Иисуса Христа и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается Святых Тайн, разве только при смерти".

  Недостаток веры естественно предполагать и в том, кто обратился к ней в исключительных обстоятельствах, например, из-за страха смерти в случае тяжкой болезни — в так называемых "клиниках". Однако в случаях с "клиниками" речь идет не о безусловном запрете рукоположения. 12 правило Неокесарийского Собора гласит: "Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды; разве токмо ради после открывшияся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных".

   Тщательному рассмотрению подлежат и те кандидаты священства. которые обратились к нашей вере из ереси. В 19 правиле 1 Никейского Собора о бывших павлианах говорится, что они, "явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены".

  Наконец, недостаток веры предполагается и в новообращенных — неофитах. Апостол Павел писал Тимофею о епископе, что тот "Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом" (1 Тим. 3:6).

  80-е Апостольское правило гласит: "От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится". Согласно 2 правилу I Вселенского Собора; эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с 3 правилом Лаодикийского Собора — на все священство вообще: "Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический".

  Недостаток твердости христианской веры можно подозревать и в том, кто не смог обратить всех своих домашних, ибо, по слову апостола Павла, епископом можно ставить того, кто "Детей имеет верных" (Тит. 1:6). 45 канон Карфагенского Собора гласит: "Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами".

  Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. Вера без дел мертва — учит апостол Иаков (Иак. 2:17). Поэтому 12 правило Лаодикийского Собора требует: "Епископов… поставляти на церковное начальство… таких, которые с давняго времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову".

  Тяжкие грехи, виновные в которых в Древней Церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству. К таким грехам относятся убийство, кража, гробокопательство, святотатство (6 прав. Григ. Нисск.), блуд, прелюбодеяние, содомия. 61-е Апостольское правило гласит: "Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир".

  От служителей Церкви требуются смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: "Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен" (Тит. 1:7-8).

  Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас. Вел. 43; 5 прав. Григ. Нисск.). Согласно 14 правилу Василия Великого, ростовщик только в том случае может быть принят в клир, "аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти".

  От кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых. В Послании к Титу сказано апостолом, что епископ должен быть "Силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1:9). А для этого нужны основательная подготовка, твердое знание вероучения.

  Во 2-м правиле VII Вселенского Собора говорится: "…Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священныя правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание, и постулата по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ". Требования относительно начитанности епископов в Священном Писании и канонах, выраженные в данном правиле, не высоки. Вальсамон объяснял это в своем толковании на рассматриваемое правило трудными обстоятельствами, в которых жила Православная Церковь в иконоборческую эпоху, предшествовавшую созыву VII Вселенского Собора.

  В настоящее время кандидаты священства в основном готовятся в духовных школах, однако необходимость заставляет поставлять на священные степени и лиц, не получивших специального богословского образования, хотя и не без соответствующего испытания их на знание догматов, основных правил и богослужебного устава.

Очевидно, иудаизм занимает скромное место среди прочих ересей. Только там его и можно отыскать.

Ссылка на книгу http://azbyka.ru/dictiona>ry10/tsypin_tserkovnoe_pravo_001-all.sh>tml

 

      Теперь обратимся к правилам святых апостолов более подробно. В частности выясним есть ли в них правило про то, что нельзя рукополагать в священники тех, у кого были в роду иудеи до 7 колена, в существование которого так верит Владимир Аршанов.  

Сам документ содержит в себе 85 правил.  О документе.  http://ru.wikipedia.org/w>iki%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB>%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1>%85_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE>%D0%BB%D0%BE%D0%B2

 

                                 >        

                         >          Упоминание слова «иудей» в апп. Правилах.

Правило 7. запрещает праздновать с иудеями пасху.  Наказание :извержение из сана.

Правило 62. говорит, что если кто из клира (еп.  свящ. диак.) устрашится перед иудеем, эллином или еретиком или просто человеком сильным в мире сем исповедовать себя христианином, то извергается из сана. Если покается принимается как мирянин.

Правило 65. извергает из клира и отлучает от общения церковного любого христианина, зашедшего помолиться в «синагогу иудейскую или еретическую».

Правило 70.  извергает из сана клириков, а мирян отлучает за: празднование с иудеями, пост с ними, «или принимает от них дары праздников их, как то опресноки или нечто подобное».

Правило 71. отлучает от общения церковного всякого христианина, который принесёт «елей в капище языческое или синагогу иудейскую в их праздники и возжёт свечу».

Это все упоминания слова иудей в апостольких правилах.

 

                         >                       Кого по апп. Правилам нельзя возводить в святой сан.

 Правило 19. говорит что не может быть клириком человек, который до христианской жизни имел в жёнах двух сестёр или племянницу, с оговоркой на более позднее правило cв.Феофила Александрийского, что т.к. крещение смывает грехи языческого образа жизни, то это возможно. Т.е. возможно быть священником после покаяния, крещения, и достойной жизни в Церкви со временем.

Правило 68. Извергает из сана и рукоположивших и рукоположенных в случае повторной хиротонии (рукоположения), кроме случая если первое крещение или рукоположение совершались у еретиков.

Исторический комментарий. И то, потом, некоторых покаявшихся еретиков (например несториан) стали принимать в Церковь «в сущем сане» , т.е. не совершая над ними православного рукоположения повторно, а просто призывая благодать Божию освятить за покаяние еретическое рукоположение. Т.к. ересь тех же несториан была ересью догматического характера, а сами чины были похожи.

Правило 76. Запрещает епископу передавать кафедру родственнику (т.е. рукополагать во епископа на место себя), только потому, что тот родственник.

Правило 78. Запрещает рукополагать в сан слепого и глухого, не потому что скверен, а потому что не сможет полноценно нести на себе бремя церковных дел. Тогда как правило 77 разрешает одноглазому или хромому.

Правило 79. «Если кто демона имеет (т.е. бесноватый) да не будет принят в клир (т.е. не будет рукоположен). …Освободясь же (от демона), и если будет достоин (по своим духовно нравственным качествам), то может быть рукоположен.

Правило 80.  Запрещает, больше в рекомендательной форме нежели в категоричной, рукополагать в епископа недавно обратившегося от «от языческого жития или порочного образа жизни». Оговариваясь: «разве только по благодати Божией сие устроится».  Об обратившихся от иудейского образа мыслей ни слова правило не упоминает. Только о языческом.

Правило 82. Запрещает производить в св. сан рабов без согласия их господ. Интересное правило.

Таким образом, уважаемый Владимир, прави>ла, о котором вы упоминали в форуме здесь нет! Вопрос к вам: Вы откуда взяли информацию о его существовании?Желательно прежде читать источники а потом ссылаться на них, зная точно что в них есть а чего нет. А самый главный вопрос и одновременно сомнение: Стоит ли быть так уверенным в том, что вы всё правильно поняли из того что уже поняли?В те ли корни вы зрите?  

 

 Теперь посмотрим как книга Деяний Апостольских и некоторые послания апостолов смотрят на рукоположение и

иудаизм и их соотношения а первохристианской Церкви.

 

  Для начала следует вспомнить тот простой евангельский факт, что все 13 апп. (имею ввиду уже после отпадения Иуды и прибавления Павлом и Матфием, которого избрали на место Иуды), до Христа были иудеи. Вспомним слова  ап. Павла о себе в разных местах Деяний им произнесённые. Деян. 22:3: «Я иудей … воспитанный при ногах Гамалиила (иудейского законоучителя и архиерея), наказанный известно отеческому (еврейскому) закону, ревнитель Божий (имеется ввиду по иудейски)». 23:6 «я фарисей , сын фарисея». Выяснив происхождение мировоззрения и воспитание Павла, посмотрим, что происходило с ним дальше. А дальше, по пути в Дамаск, куда он шёл арестовывать и пытать христиан во имя ревностных иудейских убеждений, ему явился Свет с неба, то был Христос и сделал его Своим рабом, т.е. нашим собратом христианином. Далее Господь повелел ему идти в тот же Дамаск, где ап. Анания его через 3 дня крестил и рукоположил в епископа. Прямым текстом о рукоположении Павла Ананией Деяния не пишут, но нам известно же, что он совершал «Преломление Хлеба» и сам «рукополагал епископов и пресвитеров», т.е. он был сам епископом. Тут уместно будет вспомнить ещё одно апостольское правило, это Правило 1. Это правило говорит, что «епископа да рукополагают два или три епископа», т.е. не один! Что наводит ряд сомнений в богословской исторической науке о том, что правила святых апостолов писали не они сами, а их духовные дети или внуки, т.е. второе или третье поколение христиан после них. Сомнения эти зиждутся на том, что сами апостолы рукополагали в одиночку своих учеников: тот же Анания Павла, потом Павел Тимофея (цитата примерная «возгревай дарование, которое принял руками моими (а не нашими. прим. моё )». Павел до крещения обрезал Тимофея по иудейском обычаю (Деян. 16: 3) цит: «ради иудеев, живущих в тех местах, потому что все знали что его (Тимофея) отец был эллин». Т.е. сначала христианин Павел сделал эллина Тимофея иудеем, а потом крестил его в христианство и рукоположил его в епископа, считаясь с местной иудейской диаспорой, которой было бы труднее принять, тем из них кто поверил во Христа, православного епископа грека. Хотя, тому же Павлу принадлежат знаменитые слова: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея, но новая тварь». Сюда же можно отнести и Игнатия Богоносца, ученика ап. Иоанна Богослова. И много других о которых сообщает Предание. Так же в основательность этих сомнений свидетельствует то, что помните в начале кн. Деяний сказано что «Пётр и Иоанн пошли на молитву в святилище в час 9». Тогда православных зданий в виде храмов, святилищ ещё не было. И апостолы, уже после Пятидесятницы, после Сошествия Святого Духа, т.е. после исторического дня рождения Православной Церкви, ходили на молитву по часам именно по иудейскому обычаю и календарю, именно в иудейские святилища или синагоги. Это говорит о том, что внутри людей переход от одной традиции устаревшей - ветхой к другой  - новой происходил не сразу. И такова была воля Божия. А мы помним апостольское Правило 65, (которое тоже было несомненно написано волей Божией), которое извергает из клира и отлучает от общения церковного любого христианина, зашедшего помолиться в «синагогу иудейскую или еретическую». Возникает вопрос: как они могли писать такое правило, когда сами ещё ходили молиться в синагоги? Можно так же вспомнить того же Павла, это наверно самый характерный случай, описываемый в 21 гл. кн. Деян. стихи 18-26  когда он проходил обряд иудейского очищения в Иерусалиме (!) , будучи православным совершителем чудес, человеком тень и платки с больной поясницы которого исцеляли неизлечимо больных, ради 4 посвятивших себя Богу мужей, там написано :

 18 « На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры.
19 Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его.
20 Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона.
21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел.
23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.
25 А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение».

Мой комментарий. Т.е. процесс перехода происходил постепенно. Можно так же, обращаясь к Посланиям напомнить, что Павел в одном из посланий к Тимофею, перечисляя критерии к рукоположению, советовал тому не торопиться – не рукополагать быстро без тщательно испытания, что бы был одной жены муж, и все в доме должны быть христианами. Никаких анитиеврейских указаний.

                         >                                       Выводы

  В общем, Владимир Аршанов и Николай, как не сложно догадаться,  никогда Православие в лице отцов и учителей Церкви не относилось к евреям особенно отрицательно, а к русским и грекам, к примеру, особенно положительно.

  Так же, очевидно что все 7 поколений первых христиан, основной их процент, были выходцами из иудейской среды. Не могли апостолы писать правил подобного рода (о котором вы Владимир упоминаете якобы оно есть) и их ученики тоже, это был бы подкоп против самих себя «здание на песке». Да и не имеет иудаизм в себе нечто что делает его особенно страшной ересью по отношению к другим, т.к. любая ересь в основе своей, а иудаизм является ересью «сущая ересь иудейская» как он назван ап. Лукой в Деяниях, есть отпадение от Христа и спасения в Нём. И не может быть особой разницы между  ересями, отпадениями – они все от Него одинаково далеко, т.к. все не от Него.  

  То, что исповедуете вы и подобные вам исповедники – к православию не имеет никакого отношения. Это болезненный и ущербный патриотизм, хотя в основе своей и ищёт блага. Евреи могут, были и будут православными священниками, если будут как верующие того достойны, равно как и люди других национальностей, т.к. Кровь Христова была пролита за все нации, и омывает всякого человека родившегося в мир.

  Ваша ошибка так же состоит в том, что вам кажется, вы убеждены, что чисткой неугодных людей можно сделать свою страну счастливой. Вы, не удивлюсь, если и по Сталину бредите ночами. Если так то вам сюда http://planeta.rambler.ru>users/tolkonenoy/113480311.html .Только в таком случае, тираны вроде него чистят страну не только от своих прямых оппонентов, но и от своих самых преданных идеологов любого уровня, одним словом, от вас.

  Так же вы вообще путаете патриотизм небесный с земным.  Хочешь на небо – бери не меч, а крест. Руби не кого-то а себя. «Дай кровь – прими Дух». «Спаси себя, и  вокруг тебя спасутся тысячи».

  А врагами государства являются не евреи или «хачики», а люди плевавшие на закон, не кровь, а плоть, не нация к которой принадлежит человек а реальные поступки человека.  

                         >      И в заключении этой краткой работы. Что же такое Православие?

 К чему нас призывает Господь, когда сподобляет крещения и церковного общения. Самая главная мысль нашей веры – это «Бог стал человеком, что бы человек стал богом». Эта фраза принадлежит толи Тертуллиану, толи Афанасию Великому, толи Иринею Лионскому. Т.е. наша задача это искать о себе волю Божию и всячески пытаться не мешать и помогать ей нас спасать. Для этого мы и молимся и постимся и проч. «Стяжание плодов Святого Духа» как сказал прп. Серафим. Это главное. Это каждый день, каждый час, каждое мгновение! Этому должны наши мысли и поиски быть посвящены – исканию и исполнению воли Божией, в том числе и в социальном призвании (семья или монах, где работать, где жить и проч.). Т.е. всё в Православии определяется заповедями, словами Христа о Небесном предназначении человека!  А земной родины у нас может и не быть такой, какую мы хотели бы, «не имамы пребывающего града, но грядущего взыскуем» сказал ап. Павел. Но она у нас есть и нам нужно в ней жить, жить, согласуясь с теми целями, которые ставит перед нами Христос, как Спаситель человека и Владыка миров и земного и небесного, а не всеярусский антисемитизм, который ничего кроме крови и грехов за собой не несёт.

  Современному христианину нужно регулярно участвовать в Таинствах, заниматься молитвой Иисусовой, читать побольше умных книг, и не бояться смотреть на вещи без «всемирного заговора». Критикуя то или иное явление, событие, факт, нужно исходить не из той ущербной мысли «что я могу здесь потерять», а из мысли действительно христианской «что я могу здесь по Богу приобрести», т.к. цитируя Павла: «Бог дал нам не духа боязни, а Духа любви, целомудрия и силы».

  Только кто-то ещё не совсем понял, что других вариантов спасительно верить в Бога нет. «Между Троицей и адом нет выбора» - святой Григорий Богослов. Если вы не преодолеете страх – он вас погубит.

 

P.S. Из форума. Всей дискусси не привести, но самая существенная часть.


 Я: Есть такой православный анекдот, основаный на реальных событиях. (придумать такое невозможно). Разговор двух бабок в храме. Одна:

-Ты слыхала, Исус Христос то оказывается евреем был?!?!

Вторая удивлённо смутившись, спасла ситуацию:

-Ну, Он нашу веру принял!

 Вот позиции наших антисемитов в отношени православия мне напоминают именно вот такой уровень знания собственной религии.  Странное у вас православие. Вместо обожения патриотизм на антисемитской почве. Вы верите в Бога против евреев, а не для того что бы в очищении от страстей преуспевать....

 

 Влад. Аршанов.: А точно знаете, что я не стараюсь в очищении от страстей преуспевать? Вы сердцеведец, старец прозорливый?Кстати, обвинения в антисемитизме известный метод сионистов (читайте Протоколы, Катехизис еврея в СССР...). Да, хорош я антисемит, еврея чуть ли не в святые записываю. К Вашему несчастью я тут курсы в Питере проходил - риторика, теория споров... И переход на личности - это показ слабости (ложности) своей позиции. 

 Я: Нет, просто вы живёте этим. Есть чёткое ощущение, что эта тема заполняет всё пространство вашего христианского образа жизни. Даже в текстах святых вы находите антисемитизм. Да и если бы вы налегали на очищение от страстей, то первым веянием, признаком этого было бы подобие всепрощающей любви Христа в микромасштабе, масштабе вашей души, вы бы говорили как ап. Павел "во Христе нету ни эллина ни иудея но новая тварь". Потому что очищение от страстей по другому называется обновление человека земного в человека небесного, а не одного варианта земного в другой. Я вас понимаю, вам хочется мира и процветания нашей родине - это здорво, очень хорошо. Вы хотите чтобы русским людям на ней во-первых жилось лучше, потому что наш многострадальный народ это давно заслужил. Здесь я полностью с вами согласен. Но это не так достигается. Поймите. Не борьбой с евреями, а борьбой со страстями, распространением добра, созидания, мира и проч. А вы предлагаете, это ваш путь, вы к этому идёте,к рассовым чисткам.

 Под словом "вы" я имел ввиду не лично вас Владимир, а людей сочувствующих вашим убеждениям по этому предмету. Я и до встречи с вами видел и знаю лично подобного рода христиан - плохо заканчивают. Все в расколы поуходили. А священники таких убеждений - с кого сан сняли и он к раскольникам пербежал и стал там чуть ли не епископом, кто за штатом - о пастве своей не заботятся, люди за ними как за исповедниками гонялись, а в итоге не пойми чего. Общался я с этими бедолагами, не знают теперь кому довериться.

 А начинали эти горе патриоты с этой вашей темы. За чистую Русь, антисемитизм и проч. и пока это не сильно разрослось человек как-то в Церкви уживается, ищет единомышленников, узнаёт что-то новое, двигается вперёд (как ему кажется). А потом он вдруг, окрепнув в своём убеждении так что оно им начинает владеть, а не он убеждением, начинает критиковать действующую церковную власть. Сначала тихо,в полголоса, а потом и во всю. А потом, после неравной схватки, уходит в раскол и попутно столько канонов нарушает, за чистоту которых так радел, чуть ли не убить был готов. Люди развалливают венчаные церковные браки, создавая новые (для себя). Т.е. церковный человек вот таких убеждений как у вас, уводит половину из другой церковной семьи. Они там живут в полузатворе, читают эту вашу литературу, хают на чём свет стоит глоболизацию, хотя у самих компьютеры и телефоны и т.д. и т. п. Всё это уже проходили. Да тоже кстати любят службы без сокращений. Я ничего против долгих служб не имею и как чтец и певец сам знаю что это очень благодатно, хотя и выматывает. Но поймите такую вещь, здесь опять же нужно глубокое погружение в вопрос, если ничего не сокращать, если быть до конца послушным уставу, а вы должно быть за его идеал признаёте типикон, то получится молитв часов на 10 ежедневно. А всё остальное, как ни крути, будет сокращением, даже ваши длинные

Категория: Новости | Просмотров: 2787 | Добавил: itterispas | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0